Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Category:

ПРОГУЛКА ПО МОСКОВСКОМУ ВОКЗАЛУ И ОКОЛО НЕГО

После того, как я рассказала о Витебском, Балтийском и бывшем Варшавском вокзалах, мне захотелось рассказать о  главном, наверно, вокзале в городе - Московском, расположенном в самом центре  - на площади Восстания.
IMG_1798.JPG
Когда-то между Москвой и Петербургом  никакой железной дороги не было и доехать можно было только с помощью лошадей. В кибитке. Такое путешествие по ужасным дорогам, с остановками и неудобствами описал Н.Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву". Сколько времени заняло его путешествие я не знаю, но уезжая, он прощался с друзьями так, как будто улетал на Марс. По нашим сегодняшним представлениям. Было это в 1790 году.

В 1837 году в России была построена первая железная дорога. От Петербурга до Царского Села. Решение о её строительстве второй было принято Николаем I в 1842 году. Здания вокзалов в обоих городах также было решено сделать одинаковыми. Архитектором этих зданий был К.Тон.
IMG_1753.JPG
В 1849 году был построен вокзал в Москве, а в 1851 - в Санкт-Петербурге. Здание было построено в стиле ренессанс,  с очень красивыми окнами в венецианском стиле, в центре - башня с часами, обозначающая главный вход.
IMG_1759.JPG
Первоначально, с 1851 до 1923 г.г. вокзал назывался Николаевским в честь заслуг Николая I в строительстве железных дорог в России. В 1923 году и железная дорога и вокзал были переименованы в Октябрьские. С 1930 года вокзал стал называться Московским.
IMG_1760.JPG
Железная дорога в то время была новинкой. И поехать поездом в то время было, ну если не как сейчас на космическом корабле, то - близко к тому. Интересно там было все устроено.
В каждом поезде был специальный вагон со стеклянным навесом, куда пассажиры складывали свои взвешенные и помеченные вещи. Перед покупкой билета им необходимо было предъявить паспорт, данные которого записывались в специальную книгу и испросить разрешения на выезд. После чего в паспорте делалась пометка, что к отъезду препятствий нет, после чего через несколько дней пассажир мог купить билет. Паспорт пассажира до его приезда хранился у кондуктора (проводника).  До звонка на перрон выходить было нельзя, все находились в зале ожидания. Дамы тогда были на особом положении - для них  была специальная красивая  комната .
После появления здания вокзала на перекрестке Невского и Лиговского проспектов возникла Знаменская площадь (сейчас - площадь Восстания).
Открытие дороги состоялось в августе 1851 года. Первым рейсом отправили несколько составов с войсками императорских полков  и после этого по дороге с большой осторожностью отправился император Николай I с семьей. В некоторых источниках я вычитала, что царь побаивался и, когда поезд проезжал через мост, выходил из него и шел позади.  Переезд из Москвы в Петербург составлял по времени 19 часов.
Железная дорога быстро стала популярной у пассажиров и вскоре пришлось провести реконструкцию вокзала. Пристроили двухэтажный флигель для приема багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями.
Начальником вокзала стал Н.И Миклуха - отец путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. Его квартира, так же, как и других служащих располагалась в здании вокзала.
В 1912 году опять возникла необходимость увеличения  вокзала. Был объявлен конкурс на проект нового  здания. По проекту В.А.Щуко началось строительство левого крыла здания, но с началом первой мировой войны строительство прервалось и старое здание не было снесено.
Так выглядел вокзал в начале ХХ века.
800_6688d19f7e2f657b693241d37251bddd.jpg
А вот так выглядели пассажиры у входа в здание вокзала в начале ХХ века.
800_229da202b6776366f46101b82716f9ab.jpg
А так - в 1965 году. Бросается в глаза большое количество  багажа. Как раньше говорили - "мест".
800_99eeaf92144be234c57f50babe47a707.jpg

800_7aec7f7f05a55581292c4f092715613d.jpg
Но вернемся к истории. Вот это здание из красного кирпича Отделения Николаевской железной дороги пристроили со стороны Лиговского проспекта в 1898 году. Так оно выглядит сейчас.
IMG_1804.JPG
Вот фотография начала века. Справа здание вокзала, затем мы видим Гончарную улицу и четырехэтажное здание, построенное в 1865 году. В этом доме жили служащие вокзала, были многочисленные торговые лавки и в нем располагалась Балабинская гостиница. Её содержал Я.Иванов. Гостиница была "второй руки" но благодаря удачному расположению недостатка в постояльцах не испытывала. Сохранилось такое воспоминание:  "В ночь на 10 января 1918 года большой толпой солдат было совершено нападение на Балабинскую гостиницу, где имеется небольшой винный погреб. Ворвавшись в гостиницу, солдаты приступили к погрому. В начале четвертого часа пополуночи для прекращения погрома на Знаменскую площадь прибыл отряд красногвардейцев. Между ними и солдатами завязалась перестрелка, длившаяся около часа. В результате солдаты покинули погреб, разграбив большую часть напитков. На месте столкновения остались два трупа и четыре тяжело раненых солдата".
7 ноября 1967 года (если кто не помнит - пятидесятая годовщина революции) на крыше дома было установлено огромное рекламное электронное табло.
Оно работает и сейчас.
photo_133-136455.jpg
До 1918 года площадь называлась Знаменской по имени  церкви, построенной здесь еще в 1804 году.  В 1918 - году площадь переименовали в площадь Восстания, т.к. в 1917 году на ней происходили  демонстрации и митинги, ну а церковь закрыли в 1938 году, а в 1940 - снесли..
На этой фотографии ~ 1932 года - площадь Восстания, кусочек церкви и уходящий вдаль многолюдный, с трамвайными путями Невский проспект.
800_c8cfb25d17d948ce784ef39c997512f9.jpg
В 1909 году на площади установили памятник императору Александру III работы скульптора П.Трубецкого. После революции на постаменте выбили слова революционного и популярного в то время поэта Демьяна Бедного "Пугало"

                                                        Мой сын и мой отец при жизни казнены,
                                                        А я пожал удел посмертного бесславья.
                                                        Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
                                                        Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
                                                                             

800_232a66dd9d9936f0599faa46c28fc450.jpg
После войны в 1952 году посредине площади был разбит сквер, в котором установили закладной камень
800_cb89db2c0f8dee8b44d482d996745660.jpg
На камне было вот такое обещание. Но оно почему-то не было выполнено.
800_63d3e317d73c326aeecf318c5d326197.jpg
На месте Знаменской церкви в  1955 году была открыта станция метро Площадь Восстания в составе первой в Ленинграде Кировско-Выборгской линии
метрополитена.  Вот фото тех лет. Трамваев уже нет. Их убрали в 1952 году. Но много троллейбусов.  Машин по-прежнему почти нет.
800_7a0cde5c02ff66145d2965e8ebe6f82c.jpg
Вот эта пристройка к зданию вокзала с красивейшей аркадой вдоль Лиговского проспекта появилась при строительстве метро в середине 1950-х годов. В ней расположен вестибюль станции для выхода на Лиговский проспект.
IMG_1802.JPG
И последнее преобразование площади - в 1984 году, к 40-летию победы в Великой Отечественной войне здесь установили обелиск "Городу-герою Ленинграду".
800_1a31a68feb691a1591f3b8d413c3ab7d.jpg
Это Лиговский проспект. Светло-зеленое здание вокзала, дальше была стоянка такси, всегда огромная очередь и суматоха, масса людей с чемоданами и мешками. Там же можно было пройти к платформам. Желтого цвета дом впереди - Дом культуры железнодорожников "Экспресс". Я там была в кино.
800_41b1142a7498bdc1461fd5a7f83ff5b6.jpg
И на этой фотографии хорошо видно это место. Я поместила оба фото потому, что уверена - кому-нибудь захочется рассмотреть подробности. Я помню эти дома. Очень часто здесь доводилось быть.
Это - 1996 год.

800_52988a22c474e5c3e23fc33fdf0670f4.jpg

На следующей фотографии мы видим рядом с вокзалом огромное новое здание. История его возникновения такова. В начале девяностых был проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Был вырыт и затем - заброшен огромный котлован, который стали называть "Яма". Потом были другие проекты, но ни один из них не претворили в жизнь. А Яма зарастала бурьяном. На этом месте было снесено восемь зданий. Возможно, они и не представляли собой архитектурной ценности. Но из таких зданий и состоит город и наше ощущение его.
Потом кому-то пришла идея построить на этом месте торгово-развлекательный центр, которых в городе, по моему мнению - изобилие. С 2008 года началось строительство. Открылся он в 2010 году.  Здание ТЦ  гигантское, тяжелое и нелепое. На мой взгляд, оно настолько изуродовало место , как никакая другая новостройка в центре города. Их много, этих новостроек, иначе и не может быть, наверно. Но все остальные встроены как-то более деликатно.
IMG_1795.JPG

IMG_1771.JPG

                                                                                                                                                                     
                    IMG_1768.JPG               IMG_1770.JPG


IMG_1773.JPG

IMG_1775.JPG

IMG_1776.JPG
Новый световой зал открылся в 1967 году. В центре зала установили бюст Ленина, который в 1993 году заменили на бюст Петра Первого.
IMG_1781.JPG

IMG_1785.JPG"

IMG_1787.JPG

IMG_1789.JPG
На этом мы прогулку закончим.  Надеюсь, что было интересно.






Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →