
Когда-то между Москвой и Петербургом никакой железной дороги не было и доехать можно было только с помощью лошадей. В кибитке. Такое путешествие по ужасным дорогам, с остановками и неудобствами описал Н.Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву". Сколько времени заняло его путешествие я не знаю, но уезжая, он прощался с друзьями так, как будто улетал на Марс. По нашим сегодняшним представлениям. Было это в 1790 году.
В 1837 году в России была построена первая железная дорога. От Петербурга до Царского Села. Решение о её строительстве второй было принято Николаем I в 1842 году. Здания вокзалов в обоих городах также было решено сделать одинаковыми. Архитектором этих зданий был К.Тон.

В 1849 году был построен вокзал в Москве, а в 1851 - в Санкт-Петербурге. Здание было построено в стиле ренессанс, с очень красивыми окнами в венецианском стиле, в центре - башня с часами, обозначающая главный вход.

Первоначально, с 1851 до 1923 г.г. вокзал назывался Николаевским в честь заслуг Николая I в строительстве железных дорог в России. В 1923 году и железная дорога и вокзал были переименованы в Октябрьские. С 1930 года вокзал стал называться Московским.

Железная дорога в то время была новинкой. И поехать поездом в то время было, ну если не как сейчас на космическом корабле, то - близко к тому. Интересно там было все устроено.
В каждом поезде был специальный вагон со стеклянным навесом, куда пассажиры складывали свои взвешенные и помеченные вещи. Перед покупкой билета им необходимо было предъявить паспорт, данные которого записывались в специальную книгу и испросить разрешения на выезд. После чего в паспорте делалась пометка, что к отъезду препятствий нет, после чего через несколько дней пассажир мог купить билет. Паспорт пассажира до его приезда хранился у кондуктора (проводника). До звонка на перрон выходить было нельзя, все находились в зале ожидания. Дамы тогда были на особом положении - для них была специальная красивая комната .
После появления здания вокзала на перекрестке Невского и Лиговского проспектов возникла Знаменская площадь (сейчас - площадь Восстания).
Открытие дороги состоялось в августе 1851 года. Первым рейсом отправили несколько составов с войсками императорских полков и после этого по дороге с большой осторожностью отправился император Николай I с семьей. В некоторых источниках я вычитала, что царь побаивался и, когда поезд проезжал через мост, выходил из него и шел позади. Переезд из Москвы в Петербург составлял по времени 19 часов.
Железная дорога быстро стала популярной у пассажиров и вскоре пришлось провести реконструкцию вокзала. Пристроили двухэтажный флигель для приема багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями.
Начальником вокзала стал Н.И Миклуха - отец путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. Его квартира, так же, как и других служащих располагалась в здании вокзала.
В 1912 году опять возникла необходимость увеличения вокзала. Был объявлен конкурс на проект нового здания. По проекту В.А.Щуко началось строительство левого крыла здания, но с началом первой мировой войны строительство прервалось и старое здание не было снесено.
Так выглядел вокзал в начале ХХ века.

А вот так выглядели пассажиры у входа в здание вокзала в начале ХХ века.

А так - в 1965 году. Бросается в глаза большое количество багажа. Как раньше говорили - "мест".


Но вернемся к истории. Вот это здание из красного кирпича Отделения Николаевской железной дороги пристроили со стороны Лиговского проспекта в 1898 году. Так оно выглядит сейчас.

Вот фотография начала века. Справа здание вокзала, затем мы видим Гончарную улицу и четырехэтажное здание, построенное в 1865 году. В этом доме жили служащие вокзала, были многочисленные торговые лавки и в нем располагалась Балабинская гостиница. Её содержал Я.Иванов. Гостиница была "второй руки" но благодаря удачному расположению недостатка в постояльцах не испытывала. Сохранилось такое воспоминание: "В ночь на 10 января 1918 года большой толпой солдат было совершено нападение на Балабинскую гостиницу, где имеется небольшой винный погреб. Ворвавшись в гостиницу, солдаты приступили к погрому. В начале четвертого часа пополуночи для прекращения погрома на Знаменскую площадь прибыл отряд красногвардейцев. Между ними и солдатами завязалась перестрелка, длившаяся около часа. В результате солдаты покинули погреб, разграбив большую часть напитков. На месте столкновения остались два трупа и четыре тяжело раненых солдата".
7 ноября 1967 года (если кто не помнит - пятидесятая годовщина революции) на крыше дома было установлено огромное рекламное электронное табло.
Оно работает и сейчас.

До 1918 года площадь называлась Знаменской по имени церкви, построенной здесь еще в 1804 году. В 1918 - году площадь переименовали в площадь Восстания, т.к. в 1917 году на ней происходили демонстрации и митинги, ну а церковь закрыли в 1938 году, а в 1940 - снесли..
На этой фотографии ~ 1932 года - площадь Восстания, кусочек церкви и уходящий вдаль многолюдный, с трамвайными путями Невский проспект.

После войны в 1952 году посредине площади был разбит сквер, в котором установили закладной камень

На камне было вот такое обещание. Но оно почему-то не было выполнено.

На месте Знаменской церкви в 1955 году была открыта станция метро Площадь Восстания в составе первой в Ленинграде Кировско-Выборгской линии метрополитена. Вот фото тех лет. Трамваев уже нет. Их убрали в 1952 году. Но много троллейбусов. Машин по-прежнему почти нет.
Начальником вокзала стал Н.И Миклуха - отец путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. Его квартира, так же, как и других служащих располагалась в здании вокзала.
В 1912 году опять возникла необходимость увеличения вокзала. Был объявлен конкурс на проект нового здания. По проекту В.А.Щуко началось строительство левого крыла здания, но с началом первой мировой войны строительство прервалось и старое здание не было снесено.
Так выглядел вокзал в начале ХХ века.

А вот так выглядели пассажиры у входа в здание вокзала в начале ХХ века.

А так - в 1965 году. Бросается в глаза большое количество багажа. Как раньше говорили - "мест".


Но вернемся к истории. Вот это здание из красного кирпича Отделения Николаевской железной дороги пристроили со стороны Лиговского проспекта в 1898 году. Так оно выглядит сейчас.

Вот фотография начала века. Справа здание вокзала, затем мы видим Гончарную улицу и четырехэтажное здание, построенное в 1865 году. В этом доме жили служащие вокзала, были многочисленные торговые лавки и в нем располагалась Балабинская гостиница. Её содержал Я.Иванов. Гостиница была "второй руки" но благодаря удачному расположению недостатка в постояльцах не испытывала. Сохранилось такое воспоминание: "В ночь на 10 января 1918 года большой толпой солдат было совершено нападение на Балабинскую гостиницу, где имеется небольшой винный погреб. Ворвавшись в гостиницу, солдаты приступили к погрому. В начале четвертого часа пополуночи для прекращения погрома на Знаменскую площадь прибыл отряд красногвардейцев. Между ними и солдатами завязалась перестрелка, длившаяся около часа. В результате солдаты покинули погреб, разграбив большую часть напитков. На месте столкновения остались два трупа и четыре тяжело раненых солдата".
7 ноября 1967 года (если кто не помнит - пятидесятая годовщина революции) на крыше дома было установлено огромное рекламное электронное табло.
Оно работает и сейчас.

До 1918 года площадь называлась Знаменской по имени церкви, построенной здесь еще в 1804 году. В 1918 - году площадь переименовали в площадь Восстания, т.к. в 1917 году на ней происходили демонстрации и митинги, ну а церковь закрыли в 1938 году, а в 1940 - снесли..
На этой фотографии ~ 1932 года - площадь Восстания, кусочек церкви и уходящий вдаль многолюдный, с трамвайными путями Невский проспект.

После войны в 1952 году посредине площади был разбит сквер, в котором установили закладной камень

На камне было вот такое обещание. Но оно почему-то не было выполнено.

На месте Знаменской церкви в 1955 году была открыта станция метро Площадь Восстания в составе первой в Ленинграде Кировско-Выборгской линии метрополитена. Вот фото тех лет. Трамваев уже нет. Их убрали в 1952 году. Но много троллейбусов. Машин по-прежнему почти нет.

Вот эта пристройка к зданию вокзала с красивейшей аркадой вдоль Лиговского проспекта появилась при строительстве метро в середине 1950-х годов. В ней расположен вестибюль станции для выхода на Лиговский проспект.

И последнее преобразование площади - в 1984 году, к 40-летию победы в Великой Отечественной войне здесь установили обелиск "Городу-герою Ленинграду".

Это Лиговский проспект. Светло-зеленое здание вокзала, дальше была стоянка такси, всегда огромная очередь и суматоха, масса людей с чемоданами и мешками. Там же можно было пройти к платформам. Желтого цвета дом впереди - Дом культуры железнодорожников "Экспресс". Я там была в кино.

И на этой фотографии хорошо видно это место. Я поместила оба фото потому, что уверена - кому-нибудь захочется рассмотреть подробности. Я помню эти дома. Очень часто здесь доводилось быть.
Это - 1996 год.

На следующей фотографии мы видим рядом с вокзалом огромное новое здание. История его возникновения такова. В начале девяностых был проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Был вырыт и затем - заброшен огромный котлован, который стали называть "Яма". Потом были другие проекты, но ни один из них не претворили в жизнь. А Яма зарастала бурьяном. На этом месте было снесено восемь зданий. Возможно, они и не представляли собой архитектурной ценности. Но из таких зданий и состоит город и наше ощущение его.
Потом кому-то пришла идея построить на этом месте торгово-развлекательный центр, которых в городе, по моему мнению - изобилие. С 2008 года началось строительство. Открылся он в 2010 году. Здание ТЦ гигантское, тяжелое и нелепое. На мой взгляд, оно настолько изуродовало место , как никакая другая новостройка в центре города. Их много, этих новостроек, иначе и не может быть, наверно. Но все остальные встроены как-то более деликатно.







Новый световой зал открылся в 1967 году. В центре зала установили бюст Ленина, который в 1993 году заменили на бюст Петра Первого.




На этом мы прогулку закончим. Надеюсь, что было интересно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →