Давайте посмотрим.
Это - один из домов по Севастопольской улице.

Чуточку истории.
Кировский район начинается с Нарвских ворот. Когда-то, лет двести назад здесь была Петергофская дорога с усадьбами, дачами и парками, принадлежавшими знати. Постепенно все менялось и район превращался в рабочий. Помимо Путиловского завода здесь появилось много других заводов и фабрик.
До революции это был район с беднейшим рабочим населением, застроенный бараками-трущобами. Бараки сдавали внаем рабочим, приезжавшим в Петербург. Порой они вынуждены были снимать одну койку на двоих, т.к. работали в разные смены, то и спали по очереди. Улицы были не замощены.
Быт рабочих Нарвской окраины состоял из будней и праздников, молебнов и кулачных боев и беспробудных воскресных запоев. Все первые этажи бараков были заняты пивными, рюмочными и винными погребами. Скученность населения была огромной, не было ни водопровода, ни канализации. Нечистоты выливались в канавы. Кроме того, население было маргинальным и совсем неудивительно, что революционное движение, "стачки" зародилось именно здесь.
После революции началось благоустройство Нарвской Заставы. В 1920-1930 г.г. в районе Нарвских ворот было решено построить крупный общественный центр, и это было сделано. Здесь появились - Кировский универмаг, Нарвская фабрика кухня, ДК им.Горького, знаменитая Тракторная улица и еще многие постройки в конструктивистском стиле. Я об этом писала раньше - http://alfa-delta.livejournal.com/15268.html; http://alfa-delta.livejournal.com/14911.html.
Для постройки жилых домов была образована строительная организация "Стройком" с проектным бюро. Главными архитекторами бюро, возглавляемого Г.А.Симоновым, стали А.И.Гегелло и А.С.Никольский.
Улица Стачек, бывшее Петергофское шоссе, стала парадной в пролетарском районе. Справа нее стали строится жилые городки. Улицы, которые раньше назывались по фамилиям хозяев участков и домов переименовывались. Появились названия - Баррикадная, Турбинная, а после войны - Оборонная, Зои Космодемьянской.
Строительство шло трудно. Не было строительных материалов, подъемных кранов. Дома строились без удобств, комнаты были маленькими. И вообще, хоть и прошло не так много лет, нам очень сложно представить, как это все выглядело. Вот фотография тех времен.

Но, несмотря на то, что бытовые условия в новых домах оставляли желать лучшего - получить квартиру в таком доме тогда было неимоверным счастьем! Вообще-то, получить квартиру было счастьем всегда:)
Один из построенных в то время домов. Турбинная улица, д.24.

Вот прекрасное стихотворение В.Маяковского "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру", написанное в 1928 году. Хотела ограничиться цитатой, но решила поместить все.
Я пролетарий. Объясняться лишне. Жил, как мать произвела, родив. И вот мне квартиру дает жилищный, мой, рабочий, кооператив. Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета. Все хорошо. Но больше всего мне понравилось - это: это белее лунного света, удобней, чем земля обетованная, это - да что говорить об этом, это - ванная. Вода в кране - холодная крайне. Кран другой не тронешь рукой. Можешь холодной мыть хохол, горячей - пот пор. На кране одном написано: "Хол.", на кране другом - "Гор." Придешь усталый, вешаться хочется. Ни щи не радуют, ни чая клокотанье. А чайкой поплещешься - и мертвый расхохочется от этого плещущего щекотания. Как будто пришел к социализму в гости, от удовольствия - захватывает дых. Брюки на крюк, блузу на гвоздик, мыло в руку и... бултых! Сидишь и моешься долго, долго. Словом, сидишь, пока охота. Просто в комнате лето и Волга - только что нету рыб и пароходов. Хоть грязь на тебе десятилетнего стажа, с тебя корою с дерева, чуть не лыком, сходит сажа, смывается, стерва. И уж распаришься, разжаришься уж! Тут - вертай ручки: и каплет прохладный дождик-душ из дырчатой железной тучки. Ну уж и ласковость в этом душе! Тебя никакой не возьмет упадок: погладит волосы, потреплет уши и течет по желобу промежду лопаток. Воду стираешь с мокрого тельца полотенцем, как зверь, мохнатым. Чтобы суше пяткам - пол стелется, извиняюсь за выражение, пробковым матом. Себя разглядевши в зеркало вправленное, в рубаху в чистую - влазь. Влажу и думаю: "Очень правильная эта, наша, Советская власть".
Новые строящиеся дома чаще всего были собственностью жилищных товариществ и кооперативов. В этих домах проводились некоторые эксперименты по обобществлению быта. То, что являлось новым явлением в новом обществе - устранялись кухни, организовывались общественные столовые, прачечные, бани, детские сады. Правда, в 1937 году жилищные товарищества ликвидировали, как проявление частной собственности. Дома перешли в распоряжение местных советов.

Севастопольская улица.


Но, в основном, этот район застроен так называемыми "немецкими коттеджами". После войны в строительстве таких домов принимали участие пленные немцы. Дома строились примерно с 1946 по 1952 г.г.
Вот так выглядело переселение в новую квартиру на Турбинной улице. Это 1949 год.

Пройдем дальше.

Сложно определить стиль этой застройки. Конечно, от района остается впечатление какой-то провинции, не имеющей отношения к Петербургу, хотя совсем недалеко стоят в пробках машины на проспекте Стачек.

Те домики, которые отремонтированы - выкрашены в разные нежные цвета.

Здесь, кажется, тишина и благодать.

Улицы пустынны, людей почти нет.

Здесь даже магазинчики какие-то старорежимные.

Таких уже и нет нигде в городе.


Дома все разные.

Но общим является то, что почти все они украшены эркерами, крылечками, ажурными балкончиками.

Посмотрите, какая изящная арка.


Но впечатление обманчиво. Во многих домах нет ванных комнат, кроме того - перекрытия и даже лестницы в них - деревянные.

Корпуса разделяют кирпичные арки, довольно массивные. Но это и придает району необычность, камерность.




Но далеко не все дома выглядят хорошо.





А внутри многих домов картина просто ужасающая.
И вот сейчас принято решение - квартал Нарвская Застава вошел в адресную программу развития застроенных территорий. Это произошло после многих лет обсуждения и активных протестов местных жителей. По первому решению квартал должен был быть снесен почти полностью.
Теперь квартал т.н."немецких коттеджей" будет реконструирован.
Квартал будет называться Milingof. По аналогии с усадьбами Анненгоф и Екатерингоф, которые были основаны по соседству в XVIII веке. Название Екатерингоф (двор Екатерины) сохранилось в названии парка.
Почему-то город обратился за решением к французским архитекторам, которые очень удивились, что в центре мегаполиса уцелел такой район. Они, наверно, подумали, что он уцелел потому, что его сильно берегли и сохраняли.
На сегодняшний день решено, что часть малоэтажных домов останется. А новые будут построены только там, где нет уникальной архитектуры. Обещано, что дома будут с похожими отделочными материалами, с такой же штукатуркой, с фасадами. И каждый дом, как и сейчас, будет уникален. Типовых домов не будет, у каждого - свое решение, но в одном стиле. Как бы хотелось дожить и посмотреть на этот прекрасный район. Если, конечно, все так и будет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →