Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Category:

ПРОГУЛКА ОКОЛО БАЛТИЙСКОГО ВОКЗАЛА

Совсем немного прошли вдоль набережной Обводного канала и вот Балтийский вокзал.

Строилось здание  вокзала в 1855-1858 г.г. по проекту архитектора А.Кракау. Барон А.Л.Штиглиц, владелец многих фабрик, известный благотворитель построил Балтийскую железную дорогу. Она была ему необходима  - в Ивангороде и Нарве находились его предприятия. Первые поезда ходили до Красного Села, а с 1864 года - до Ораниенбаума. У государства в это время не хватало средств - шла Крымская война.
Самым важным пожертвованием Штиглица — было учреждение в Петербурге на его средства  центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Сегодня - это Высшее художественно-промышленное училище в Соляном переулке.
Кракау при проектировании взял за основу здание Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли. Вокзал имеет П-образную форму. По бокам - двухэтажные флигели, левый был предназначен для императорской семьи.  А в правом размещались помещения для обычных пассажиров. Перроны имели стеклянные перекрытия. В  витраже фасада до наших дней работают часы фирмы "Павел Буре".
Вокзал претерпел две реконструкции.  С 1933 года с него отходят только пригородные поезда. В начале 2000 годов провели реставрацию вокзального комплекса, а в 2003 году к 300-летию города его отремонтировали и оборудовали турникетами для автоматического контроля билетов.
С 1857 по 1872 годы вокзал назывался Петергофским, а с декабря 1872, когда из Ревеля прибыл первый поезд - Балтийским.
Вот еще одна фотография. По этим пандусам когда-то ко входу в здание вокзала могли подъехать кареты.


Справа от вокзала какой-то Гатчинский двор.

Насколько я могла понять - из него можно выйти на платформы, с которых поезда отправляются в Гатчину.

В 1955 году к зданию вокзала вплотную было  пристроено здание станции метро.


Напротив ыокзала в 1860 году был построен мост. Первоначально он назывался назывался Штиглицким, так как его постройкой также занимался барон А.Штиглиц, но в 1870 году его стали называть по прежнему названию последнего участка Лермонтовского проспекта - Ново-Петергофским.
На противоположном берегу Обводного канала - ансамбль протяженных зданий Провиантских складов Измайловского полка, построенные по проекту арх.В.Стасова.

Ново-Петергофский мост в 1950-1960 г.г.

У него очень красивая решетка.

Теперь посмотрим здание вокзала внутри. Вот так  он выглядел в 1962 году.

А так - сегодня.





Платформы фотографирую через стекло. Выйти на них можно только с билетом.

Вокзал со стороны платформ.

Вот так выглядели платформы в 1930-1940 г.г.

А здесь - митинг, посвященный  возобновлению движения поездов до Петергофа в 1946 году.

Эта фотография 1980 года.

Выход из здания вокзала на привокзальную площадь.

Площадь перед зданием не  выглядит законченной, и вообще - площадью, с архитектурной точки зрения. Это просто свободное пространство перед зданием, ничем не объединенное. Там всегда все заставлено автобусами и маршрутками и кроме них - ничего не видно.

Если пройти вперед, можно увидеть установленный в 1965 году Памятник народному ополчению Ленинского района. Достаточно убогий.

Сегодня - это единственное украшение площади. Это вид со стороны Обводного.

На этой фотографии Карла Буллы мы видим здание Балтийского вокзала в 1910-1917 г.г. Трамвайные пути здесь были проложены еще до революции. Красивая фотография.

Вот еще несколько фотографий К.Буллы, посвященных трамваю, сделанных в 1908 году. Они очень интересные.





Перед Балтийским вокзалом памятники устанавливали дважды. В 1919 - в соответствии с ленинским планом пропаганды - гипсовый памятник Луи Огюсту Бланки, французскому революционеру. Памятник простоял несколько месяцев и пришел в негодность.
Памятник какой-то страшный. И народу на митинг много согнали.

5 ноября 1949 года на этом месте торжественно открыли памятник Сталину работы Н.Томского. Постамент был пятиметровым, а фигура Сталина - в натуральную величину.
Фотография сделана в 1950-1956 г.г.  В 1961 году памятник убрали.

Когда мы уходим с площади налево и идем дальше вдоль набережной Обводного - видим вот этот дом под № 124. Дом довольно элегантный, в стиле модерн.

На доме висит мемориальная доска.  Дом, правда, построен в 1907 году и квартира рабочего Прошина, вероятно, находилась в предыдущей постройке. Но - это неважно. Главное событие - отмечено.

Смотрим на другую сторону Обводного. Краснооктябрьский мост был построен в 1957-58 г.г. на месте деревянного. Деревянный мост построен был в створе Лейхтенбергской улицы (Шкапина) и назывался по имени улицы. В 1925 году его переименовали в мост Розенштейна. Но когда построили новый - назвали его почему-то Краснооктябрьским.
Серое здание напротив моста - бывший ДК им.А.Д.Цюрюпы. Его, думаю, многие помнят. Я когда-то была там в кино. Здание построено в 1912 в стиле модерн для Дома просветительских учреждений. В нем располагались театр, музей, библиотека и много еще всего "просветительского". Затем Дом просвещения получил статус Дома культуры при заводе "Красный треугольник".


После смерти комиссара продовольствия А.Д.Цюрюпы  Дому культуры присвоили его имя. А вот когда  эти буквы исчезли - я не помню. Но долго еще сохранялись разные вывески с сообщениями о танцевальных вечерах и клубах знакомств. Что там теперь - не знаю. Прочла, что здание выставлено на продажу.
Вот так он выглядел в советские времена.

Надо еще рассказать о соседнем доме, под №179.  Он был построен в 1879 году  в кирпичном стиле, характерном для этого района города и в нем был открыт Первый Дом трудолюбия и Ночлежный дом. В нем люди бедные, не имеющие работы и даже своего угла могли получить какую-то профессию, некоторое время жить и пользоваться разными благами, которые им раньше и не снились. В доме существовало множество разных мастерских, где обучали. Через некоторое время открылась библиотека, парикмахерская, столовая, детские ясли (!).  Дважды в неделю сюда приходил врач.
После революции Дом национализировали и что здесь было я узнать не смогла. Потом знаю, что здесь была детская инфекционная больница, а с 1994 года - Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
Красивое здание.

Вернемся на четную сторону. Дом № 124, мимо которого мы прошли - угловой. Вот это - улица Шкапина, справа синим забором отгорожен квартал между этой улицей и улицей Розенштейна, в 2007 году почти полностью снесенном. Квартал этот - один из самых мрачных и депрессивных в городе. Возможно, есть хуже, но я не видела.
Незадолго до его сноса немецкие кинематографисты снимали фильм о Второй мировой войне и не нашли лучшего образца для полуразрушенного Берлина, чем старый рабочий квартал города, пережившего 900-дневную немецко-фашистскую блокаду. Улицы Шкапина и Розенштейна носят имена рабочих Путиловского завода. Улица Шкапина  с 1908 до 1923 г.г. называлась Везенбергской, по прибалтийскому городу, который после Тартуского мира стал эстонским городом Раквере.

А об улице Розенштейна, бывшей Лейхтенбергской, я расскажу в следующей прогулке.
Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments