Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Category:

ПРОГУЛКА ОКОЛО БЫВШЕГО ВАРШАВСКОГО ВОКЗАЛА

Из всех вокзалов города мне больше всего нравился Варшавский. Не знаю почему. Конечно, каждый вокзал по-своему интересен. И Витебский, конечно, самый красивый.  Но в протяженном здании Варшавского было какое-то особенное изящество, возможно, из-за больших, бесконечно повторяющихся, красивых овальных окон. А, может быть, дело в его названии - Варшавский!  В советское время это был самый "международный" вокзал!  Возможно, это и придавало ему такую значительность.
Поезда ходили в Польшу, Германию, Болгарию. Наверно, еще куда-то. На отдых можно было поехать в такие известные тогда места, как Трускавец и Друскенинкай. Это, конечно, не Баден-Баден, но все-таки... Я когда-то уезжала оттуда в Польшу и в Таллин.

Сейчас вокзала нет .Может быть, он и правда стал не нужен. Рядом - Балтийский. Но ведь столько лет был нужен! Очень  жаль.
Вот так выглядело здание Варшавского вокзала в 1860-1869 году, когда было построено новое его здание, взамен существующего с 1852 года старого.


Сначала вокзал был построен для железнодорожного сообщения города с царской резиденцией в Гатчине. Первое его здание построили в 1853 году. В 1851 году Николай I издал указ о строительстве  С.Петербурго-Варшавской железной дороги.  Но вскоре дорогу продлили и в 1860 году по проекту П.О.Сальмановича было выстроено то здание, которое существовало до последнего времени. Это было П-образное, с двумя боковыми двухэтажными протяженными корпусами здание. Главный фасад выходил на Обводный канал. Центральное огромное окно украшал витраж.
Кроме этого здания были построены другие постройки - пакгаузы, жилой дом для служащих, каменные бани. Но самое главное - это постройка крытой галереи-дебаркадера из металла и стекла с тремя путями внутри. Именно они и размещались в такой длинной части вокзального здания. Перекрытия опирались на чугунные колонны. Вот как это выглядело в сороковых годах.




В 1862 году железная дорога дошла до Варшавы, а отдельная ветка - до Пруссии.  От  Варшавского вокзала уходили чистые, богато оборудованные вагоны. В них уезжали более или менее  состоятельные люди.
В XIX веке и до революции вокзал был очень многолюдным, направления его поездов были популярны - Баден-Баден, Карлсбад, Берлин, Париж, Вена...  До 1917 года по пятницам  из Ниццы в Петербург привозил свежие розы "Цветочный экспресс".
Фото 1914 года. Это вход в здание вокзала. В советское время вход был здесь же.

.

27 сентября 1883 года на перроне Варшавского вокзала встречали поезд из Франции с прахом  И.С.Тургенева. Он хотел быть похороненным на Родине. А в июне 1904 года - гроб с телом А.П Чехова, умершего от туберкулеза в Баден-Бадене.
Здание вокзала хранило эту память.
Вот несколько старых фотографий.
Фото Карла Буллы 1910 года - разносчики газет в здании Варшавского вокзала                                                          


Участники празднования 50-летия вокзала. 1912 год.


Во время первой мировой войны вокзал принимал эшелоны с ранеными. Для приема раненых к платформе специально подвели ветку трамвая (!). Группа участников освящения санитарного поезда великой княжны Анастасии Николаевны на Варшавском вокзале в 1914 году.



А это - демобилизованные  солдаты 4 ударной армии, вернувшиеся с войны. Фотография 12.07.1945 года С.Е.Крапивницкого.



Вот так выглядел вокзал после войны. Это  примерно в 1946-1949 г.г.



Во время великой отечественной войны вокзал пострадал.  Его  реставрировали и  в 1949 году в нишу, образовавшуюся после уничтожения центрального окна фасада установили памятник Ленину.


1952 год


Церковь Воскресенья Христова была воздвигнута рядом с вокзалом   в 1904-1907. Место для постройки храма было освящено в память бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. До постройки этого храма сюда была перенесена деревянная церковь с Николаевской улицы. Но вскоре возникла необходимость в построении большей по размеру церкви. В 1904 году исполнялось 10 лет со дня бракосочетания императора и к нему обратились за  помощью для постройки храма. Остальные деньги  были собраны с прихожан. Церковь была построена за один год.
В 1930 году она была закрыта. В ней разместились службы трамвайного парка.
Вот так все это выглядело. Вместе с Владимиром Ильичом. 1970 год.



В 1989 году  была возвращена верующим и в 1990 году здесь прошло первое богослужение. Но - Ленин еще стоит. 1990 год.



Напротив вокзала - через Варшавский  мост - перспектива Измайловского проспекта. Вот фотография 1962 годуа. Тогда по Измайловскому и по набережной Обводного ходило много трамваев.


И вот так - сегодня. По Измайловскому трамваи давно не ходят. А вот по Обводному - кажется, один остался.



Возвращаемся к вокзалу. Вот здесь очень хорошо видны и вокзал, и часть платформ и церковь.  Можно сказать, что на вокзале многолюдно. Как мы видим - дебаркадера уже нет. В 1960 году железнодорожные пути вынесли из под крыши, а саму крышу уничтожили.



1986 год.



Это девяностые годы. Появились многочисленные ларьки.



Еще в советские годы зрело решение снести здание Варшавского вокзала. Оно мешало соединению Измайловского проспекта с Ново-Измайловским и созданию единой магистрали. Но для этого нужно было снести памятник Ленину. Эта идея показалась тогдашнему руководству города кощунственной. Не решились. И здание осталось.
Но все же ему не суждено было остаться вокзалом. Его решили реконструировать.  Поезда пригородного и дальнего следования перенесли на другие вокзалы, в основном, на Балтийский, находящийся рядом. А с октября 2001 года движение поездов и  вовсе было прекращено. Вокзал был закрыт на реконструкцию. Было решено создать здесь очередной торгово-развлекательный центр с ностальгическим названием  "Варшавский экспресс".
В августе 2001 года  на платформах был открыт Центральный музей Октябрьской железной дороги.
А сам вокзал закрыли на долгую реконструкцию. Строили торговый   центр по проекту итальянского архитектора Дж.Бартоли.






В 2006 году "Варшавский экспресс" был открыт. Если внимательно посмотреть - мы видим, что  вокзал можно узнать. Внутри, под стеклянной крышей построили всякие лестницы-эскалаторы и много-много магазинов.



Вот как  выглядит он с Обводного канала. Памятник Ленину убрали  в неизвестном направлении, а в нишу установили веселенький витраж.



Совершенно идиотический.



По правую руку от здания - входы. Как и раньше.   Перед ним - огромная площадь.





Пройдем по этой площади.
Вот это здание стояло здесь и раньше. Оно было жилым. Сейчас оно тоже частично жилое. Построено было в 1929-1932 г.г. В первую пятилетку. Вскоре его планируют снести. И на этом месте будет построен коммерческий комплекс с паркингом. Не знаю, что это такое. Но могу предположить, что это строение или комплекс строений окончательно изменит весь привычный ландшафт этого места.


Посмотрим дальше.



Здесь, судя по вывеске, находится отряд вневедомственной охраны.





Заглянем под арку...



Проходная завода подъемно-транспортного оборудования. Я не знаю, существует ли он сейчас. Там, дальше, виднеется остов цеха. Он так выглядит уже много лет. Но проходная красиво отреставрирована.



Рядом - здание бывшего механического цеха, принадлежащего  вокзалу. Не знаю что будет с ним.



Вот другой фасад здания цеха, смотрящий  на платформы бывшего вокзала.



А вот и кассы Музея железной дороги.



За этим заборчиком - музей.



Южный фасад бывшего вокзала, смотрящий на платформы.






Я хотела рассказать о Варшавском вокзале, которого уже нет.  В планах города -  перевести железнодорожный музей в другое место, уничтожить все оставшиеся постройки, а их много - цеха, пакгаузы, другие вспомогательные здания. Многие уже уничтожены и превращены в развалины, а на этом месте построить какие-то элитные высотки. В городе существует движение против этой застройки и уничтожения старых построек. Чем это все закончится никто не знает.
Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →