Площадь образовалась после постройки Благовещенского моста. Вскоре, в 1844-1849 г.г. здесь была построена Благовещенская церковь, а в 1861 году закончено строительство Николаевского дворца.


Церковь снесли в 1929 году. Все остальные здания остались, но площадь опустела. Вообще, площадь Труда никогда не была красивой и, строго говоря, площадью не является. У классической площади должен быть какой-то центр. Здесь его нет. От набережной Мойки идет улица Труда, потом она становится более широкой и в таком виде продолжается до Невы. Эта расширенная часть и является площадью Труда. Вот как сегодня она выглядит. Впереди - Нева, Благовещенский мост (сейчас ему вернули это старое название), справа - Дворец Труда

Вот здесь хорошо видны два дома по левой стороне площади.

Угловой дом №1 был построен в конце XVIII века и занимает квартал от Английской набережной до Галерной улицы. В советское время - от набережной Красного Флота до Красной улицы. Перестроен был в 1889-1890 г.г. по проекту архитектора Шретера В.А.

Галерная улица пересекает площадь Труда.

Вот так выглядело это место в 1974 году. В 1976 году двухэтажный дом был разобран и на его месте построен новый. Четырехэтажный дом на углу Галерной вошел в его состав.

С правой стороны площади - дом № 2, дом писателя В.А. Вонлярлярского. Потом - Дворец Труда.

Дом №2 сегодня.


Дом №2 занимает участок от набережной до Галерной улицы. В нем всегда находился магазин сувениров для иностранцев, вход в него с набережной. Сейчас, на месте продуктового открыли еще один магазин дорогих сувениров, со входом с Галерной.
Здесь хорошее для этого место. На набережной за Благовещенским мостом расположен причал, куда причаливают круизные суда.
Примерно до 1990 года площадь имела такой вид. После этого в течение десяти лет строили подземный переход и здесь была ужасная разруха. Казалось, что это никогда не закончится. Но - закончилось. И ничего, особенно, не изменилось.

В начале XVIII века здесь был перекресток двух каналов. Адмиралтейский шел от Галерной верфи до адмиралтейства, а Крюков тогда доходил до Невы. В 1844 году часть канала между Адмиралтейством и нынешней площадью Труда был заключен в трубу. На его месте теперь находится Конногвардейский бульвар. В подземном переходе сделали памятную надпись.


А участок Крюкова канала от Невы до Адмиралтейского канала был засыпан. Таким образом, оставшиеся каналы образовали прямой угол. Вот так он выглядит сегодня.

Вот это - Адмиралтейский канал, он омывает остров Новая Голландия.

А перпендикулярно ему идет Крюков канал. До пересечения с Мойкой - тоже вдоль берега Новой Голландии. На левом берегу - Крюковские казармы.

На двух следующих фотографиях - площадь Труда в 1931-1936 г.г. Слева мы видим четырехэтажное здание. Перед ним трамвай повернет на Конногвардейский бульвар, который в советское время назывался бульваром Профсоюзов. А за зданием налево уходит небольшая улица Якубовича, названная так в 1923 году в память о декабристе. По правой стороне улицы - здание бывших казарм лейб-гвардии Конного полка, построенное в 1848-1850 г.г. С 1961 года в здании находится институт авиаприборостроения, сейчас - университет. Почти все институты в один миг превратились в университеты.


Вот эта часть площади сегодня.

Здание казарм Конного полка слева и Крюковских казарм справа образуют довольно мрачную, небольшую улицу Труда.

В этой части строения в 1917 году располагался штаб революционных матросов. Потом здесь был матросский клуб. Сейчас - центральный военно-морской музей.

Вот перспектива улицы Труда, если смотреть на нее с Мойки. Впереди видна площадь.

А так выглядела эта улица до 1929 года. Видна Благовещенская церковь.

А это интересная фотография, сделанная примерно в 1936-1941 г.г. Кольцо троллейбусов. Оно и сейчас в этом месте, около дома №6. Это троллейбусы №5 и №22.

Вот этот дом в 1962 году. Стенды с газетами. Там непременно есть стенд с газетой "Правда".

Наверно, это все, что я смогла рассказать об этой площади. Очень давно я жила на Васильевском. До площади Труда было близко - две трамвайные остановки от восьмой линии. Трамвай доезжал до набережной, там, кажется, была остановка, поворачивал налево и по мосту лейтенанта Шмидта переезжал на другую сторону Невы. Я сама лет в девять ездила на трамвае к учительнице музыки и выходила на остановке - площадь Труда. Я даже помню номера трамваев, которые там шли. Их было много. Сейчас по восьмой линии трамваи не ходят. И вообще - в центре они мало где остались.
Площадь изменилась, конечно, но не настолько, чтоб перестать мне быть близкой, не чужой.
Мне еще хочется рассказать немного о Галерной улице, Конногвардейском бульваре и о набережной Адмиралтейского канала. Там много интересного. Я надеюсь, что через какое-то время это сделаю.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →