Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Categories:

ПРОГУЛКА ПО ПЛОЩАДИ ТРУДА

Я рассказывала о Дворце Труда, бывшем Николаевском. А теперь расскажу о площади Труда, которая раньше называлась Благовещенской.
Площадь образовалась после постройки Благовещенского моста. Вскоре, в 1844-1849 г.г. здесь  была построена Благовещенская церковь, а в 1861 году закончено строительство Николаевского дворца.



Церковь снесли в 1929 году. Все остальные здания  остались, но площадь опустела. Вообще, площадь Труда никогда не была красивой и, строго говоря, площадью не является. У классической площади должен быть какой-то центр. Здесь его нет. От набережной Мойки идет улица Труда, потом она становится более широкой и в таком виде продолжается до Невы.  Эта расширенная часть и является площадью Труда. Вот как сегодня она выглядит. Впереди - Нева, Благовещенский мост (сейчас ему вернули это старое название), справа - Дворец Труда

Вот здесь хорошо видны два дома по левой стороне площади.

Угловой дом №1 был построен в конце XVIII века и занимает квартал от Английской набережной до Галерной улицы. В советское время - от набережной Красного Флота до Красной улицы. Перестроен был в 1889-1890 г.г. по проекту архитектора Шретера В.А.

Галерная улица пересекает площадь Труда.

Вот так выглядело это место в 1974 году. В 1976 году двухэтажный дом был разобран и на его месте построен новый. Четырехэтажный дом на углу Галерной вошел в его состав.

С правой стороны площади - дом № 2, дом писателя В.А. Вонлярлярского. Потом - Дворец Труда.

Дом №2 сегодня.



Дом №2 занимает участок от набережной до Галерной улицы. В нем всегда находился магазин сувениров для иностранцев, вход в него с набережной. Сейчас, на месте продуктового открыли еще один магазин дорогих сувениров, со входом с Галерной.
Здесь хорошее для этого место. На набережной за Благовещенским мостом расположен причал, куда причаливают круизные суда.
Примерно до 1990 года площадь имела такой вид. После этого в течение десяти лет строили подземный переход и здесь была ужасная разруха. Казалось, что это никогда не закончится. Но - закончилось. И ничего, особенно, не изменилось.

В начале XVIII века здесь был перекресток двух каналов. Адмиралтейский шел от Галерной верфи до адмиралтейства, а Крюков тогда доходил до Невы. В 1844 году часть канала между Адмиралтейством и нынешней площадью Труда был заключен в трубу. На его месте теперь находится Конногвардейский бульвар. В подземном переходе сделали памятную надпись.



А   участок Крюкова канала от Невы до Адмиралтейского канала был засыпан. Таким образом, оставшиеся каналы образовали прямой угол. Вот так он выглядит сегодня.

Вот это - Адмиралтейский канал, он омывает остров Новая Голландия.

А перпендикулярно ему идет Крюков канал. До пересечения с Мойкой - тоже вдоль берега Новой Голландии. На левом берегу - Крюковские казармы.

На двух следующих фотографиях - площадь Труда в 1931-1936 г.г. Слева мы видим четырехэтажное здание. Перед ним трамвай повернет на Конногвардейский бульвар, который в советское время назывался бульваром Профсоюзов. А за зданием налево уходит небольшая улица Якубовича, названная так в 1923 году в память о декабристе. По правой стороне улицы - здание бывших казарм лейб-гвардии Конного полка, построенное в 1848-1850 г.г.  С 1961 года в здании находится институт авиаприборостроения, сейчас - университет. Почти все институты в один миг превратились в университеты.



Вот эта часть площади сегодня.

Здание казарм Конного полка слева и Крюковских казарм справа образуют довольно мрачную, небольшую улицу Труда.

В этой части строения в 1917 году располагался штаб революционных матросов. Потом здесь был матросский клуб. Сейчас - центральный военно-морской музей.

Вот перспектива улицы Труда, если смотреть на нее с Мойки.  Впереди видна площадь.

А так выглядела эта улица до 1929 года. Видна Благовещенская церковь.

А это интересная фотография, сделанная примерно в 1936-1941 г.г. Кольцо троллейбусов. Оно и сейчас в этом месте, около дома №6. Это троллейбусы №5 и №22.


Вот этот дом в 1962 году. Стенды с газетами. Там непременно есть стенд с газетой  "Правда".

Наверно, это все, что я смогла рассказать об этой площади. Очень давно я жила на Васильевском. До площади Труда было близко - две трамвайные остановки от восьмой линии.  Трамвай доезжал до набережной, там, кажется, была остановка, поворачивал налево и по мосту лейтенанта Шмидта переезжал на другую сторону Невы. Я сама лет в девять ездила на трамвае к учительнице музыки и выходила на остановке - площадь Труда. Я даже помню номера трамваев, которые там шли. Их было много. Сейчас по восьмой линии трамваи не ходят. И вообще - в центре они мало где остались.
Площадь изменилась, конечно, но не настолько, чтоб перестать мне быть близкой, не чужой.
Мне еще хочется рассказать немного о Галерной улице, Конногвардейском бульваре и о набережной Адмиралтейского канала. Там много интересного. Я надеюсь, что через какое-то время это сделаю.
Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →