Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Category:

АПТЕКАРСКИЙ ПЕРЕУЛОК. ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Перейдем на четную сторону Аптекарского переулка. Напротив рынка короткой частью фасада расположен дом №8, называющийся по имени архитектора, построившего здание  - дом Адамини.


Все строение занимает участок, ограниченный Марсовым полем, набережной реки Мойки и Аптекарским переулком. В плане имеет форму трапеции.
Фотография из книги Г.Зуева "Течет река Мойка"



Угловая часть дома между фасадами по Мойке и Марсову полю.



Восьмиколонный портик на южном фасаде дома, обращенном на правобережную набережную Мойки, замыкает перспективу канала Грибоедова со стороны Невского проспекта.
Это красивейшее место имеет название Тройной мост. Расположено в месте соединения канала Грибоедова и Мойки. В одной точке соединяются Мало-Конюшенный мост (через Мойку), Театральный (через канал Грибоедова)  и Пешеходный (сухопутный) между двумя реками.

Фотография 1929 года.


Ниже фотография 2012 года. Слева рынок, где продавали разные сувениры, представляющие интерес для иностранцев, которых привозили сюда на автобусах. Это были, конечно, матрешки, хохлома,  куклы и много всякого. Когда-то и я занималась росписью матрешек и они продавались здесь. Почему-то не догадалась ни одну сфотографировать( Но иногда вспоминаю о них и думаю, что стоят мои матрешечки у кого-нибудь в Японии или еще где-нибудь... 

Вид на канал Грибоедова. Тройной мост и дом Адамини.



На всех трех мостах одинаковые решетки.


Замечательная фотография 2001 года.



Вернемся непосредственно к дому.
На берегу Мойки на этом месте  в юго-западной части Марсова поля до 1797 года стояло здание деревянного театра, называемого Английским, или, как тогда говорили, Аглинским, а с 1779 - Вольным Российским театром. Театра давным-давно нет, а мостик через канал Грибоедова с тех пор называется Театральным). Здесь в 1782 году была поставлена комедия Д.Фонвизина "Недоросль". Потемкин после примьеры спектакля сказал автору:
"Если бы ты даже умер теперь, Денис, или ничего больше не написал, имя твое бессмертно - по одной этой пьесе".
Театр снесли по приказу императора Павла, которому здание мешало проведению парадов.

В 1823-1827 годах по проекту архитектора Д.Ф.Адамини здесь был построен дом для купца Антонова. Купец планировал здесь разместить торговые ряды, поэтому аркада первого этажа до 1916 года была открытой, по аналогии с галереями городских торговых рядов. Там были устроены магазины по продаже мебели и велосипедов. С 1854 года дом принадлежал жене генерала  Е.Н.Офросимовой, в 1867 году -  генералу М.А.Офросимову. После его смерти в 1868 году домом владела вдова, а затем - вдова действительного статского советника А.П.Гаярина. В 1896 году в доме находились ренсковой погреб и портерная.
Позже, с 1910- по 1915 годы, дом принадлежал Удельному ведомству ( занималось управлением недвижимости императорской фамилии), а затем - "Обществу дешевых помещений".
В 1960  году фасад  дома выглядел вот так.

В этом доме в течение всей его истории жили много интересных личностей. Так, с 1830 по 1837 годы здесь жил изобретатель электромагнитного телеграфа П.Л.Шиллинг фон Канштадт. Тут же проходили его испытания и вскоре П.Л.Шиллинг стал известен миру как изобретатель и создатель первого практического электромагнитного телеграфа. Его телеграфом заинтересовался даже российский император Николай I, посетивший ученого в его квартире на Мойке.
В 1880-х годах в доме Адамини снимала квартиру актриса М.Г.Савина, игравшая с 1874 года в Александринском театре.
В 1916-1917 годах здесь жил писатель Леонид Андреев, в 1921-1922 года у своей подруги актрисы О.Глебовой-Судейкиной жила А.Ахматова, в 1923 -1924 годах - И.О.Дунаевский. С 1948 года по 1967 - писатель Ю.Герман. С 1948 по 1970-е - В.Ф.Панова.

В 1914 году на второй этаж дома переехало с Мойки, 63  Художественное бюро Н.Е.Добычиной. За пять лет существования бюро было устроено более 30 выставок, в которых принимали участие более трехсот художников. Временем его расцвета стали годы Первой мировой войны. Скандально известной была "Последняя футуристическая выставка картин - 0,10" в 1915 году. Известно, что К.Малевич представил 39 работ, в том числе и знаменитый триптих "Черный крест", "Черный круг" и "Черный квадрат".  Они занимали центральное место на выставке. В.Татлин выставил около 20 работ, представляющие собой новаторские абстрактные произведения. Можно сказать, что произведения этих двух художников стали символами их стилей. И в дальнейшем русский авангард во многом развивался под знаком этих двух направлений - супрематизма и конструктивизма.
С 1916 по 1919 годы здесь, в подвале со стороны Марсова поля находилось артистическое кабаре "Привал комедиантов". Его основал актер и режиссер Борис Пронин. Там выступали А.Ахматова, С.Есенин, Н.Гумилев, К.Бальмонт, Н.Клюев, В.Маяковский, Н.Тэффи. И еще много других.


Здесь  впервые прозвучала поэма А.Блока "Двенадцать" в исполнении Л.Д.Менделеевой-Блок. Это был ночной кабачок для актеров, художников, писателей, куда они съезжались в 9 вечера. Вход разрешался только по рекомендации постоянных посетителей. Кабаре открыли после закрытия по распоряжению петроградского градоначальника арт-подвала "Бродячая собака", которое существовало с 1912 года в доме №5 на Михайловской улице. По мнению прессы кабаре "Бродячая собака" являло собой "место полного разгула безнравственности".  Но поводом для его закрытия был скандал, разразившийся 11 февраля 1915 года. Шла Первая мировая война. В одну из ночей молодой поэт-футурист В.Маяковский выступил с вызывающим стихотворением "Вам!":

Вам, проживающим за оргией оргию,
Имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
Вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как, —
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?
Если бы он, приведенный на убой,
Вдруг увидел, израненный,
Как вы измазанной в котлете губой
Похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
Подавать ананасную воду.
Цитирую книгу Г.Зуева "Течет река Мойка": "автор "Увеселительного Петербурга" Ю.Л.Алянский писал: "Скандал разразился необычайный. Мужчины повскакали со своих мест с криками негодования, дамы - со слезами". Выступавший в тот вечер в программе Александр Вертинский позже рассказывал, как из публики в Маяковского летели бутылки, а он, Вертинский, ловил их и швырял обратно в разъяренную публику". По распоряжени. столичного градоначальника кабаре закрыли".
После февральской революции все, что происходило в "Привале комедиантов" было пронизано зубоскальством и иронией - в куплетах опереточных актеров, у эстрадных рассказчиков, в различных миниатюрах. Среди прочих номеров программы выступал "хор большевиков-частушечников", гротески под названием "анархист-телеграфист", "революция в Головотяпове" и т.п. присутствовали на сцене в огромном количестве. Постепенно "Привал комедиантов" терял свою популярность, публика посещала клуб все реже и реже.
Бюро Добычиной и "Привал комедиантов" завершили свою деятельность в 1919 году в голодном и холодном Петрограде.
29 ноября 1941 года на дом упали две фугасные бомбы. Была разрушена центральная часть здания.

Фотография 1941 года



Восстановили его в 1948 году по проекту архитектора А.С.Гинцберга. Сейчас - жилой дом.
Фотография из газеты "Вечерний Ленинград" . 1949 год.



Следующий дом по Аптекарскому переулку - дом №6. Его построили в 1899 году по проекту архитектора П.И.Гилева.
Участок №6  с 1890-х годов  принадлежал графине С.С.Игнатьевой, урожденной княжне Мещерской. Она была женой графа А.П.Игнатьева, которого в 1906 году выстрелом в упор убил террорист эсер Ильинский.
В Петербурге графиня владела восемью домами. Занималась благотворительной деятельностью. В ее доме на Французской набережной, где она жила, собирался салон для т.н.духовных бесед. После 1917 года покинула Россию и скончалась в 1944 году в Париже. Похоронена на Русском кладбище.

Один из ее детей - Алексей, генерал, был военным агентом во Франции с 1912 до 1917 годы. После революции перешел на сторону Советской власти. Оставшись работать во Франции, он в 1925 году передал советскому правительству 225 миллионой франков золотом, принадлежавших России и вложенных на его имя во французские банки. Эмигрантские организации после этого подвергли его бойкоту. В 1937 году он вернулся в СССР. Очень странно, что он не был репрессирован и остался жив. Участвовал в Великой Отечественной войне. Написал книгу воспоминаний "Пятьдесят лет в строю". Умер в 1954 году.
В доме с 1900 по 1907 годы жил профессор архитектуры А.А.Парланд, автор проекта храма Спас-на-Крови и чугунной ограды вокруг собора со стороны Михайловского сада. В доме с 1898 до своей смерти в 1931 году жил известный актер Александринского театра и театра В.Ф.Комиссаржевской П.В.Самойлов.




Дом в 1960 году


Дом №4 по Аптекарскому был построен в 1828 году. В первой половине XIX века принадлежал полковнику Е.И.Сафонову. В 20-е годы XIX века в доме жил генерал-лейтенант К.И.Бистром. Это был храбрый воин. Он первым вступил в бой при Бородинском сражении. Солдаты называли его на русский лад - Быстров. В его квартире жили, как тогда было принято, его старшие адъютанты - Е.П.Оболенский и Я.И.Ростовцев. Оболенский был руководителем восстания декабристов, избранным офицерами вместо неявившегося на площадь С.П.Трубецкого. Тридцать лет провел в ссылке. На доме со стороны Марсова поля прикреплена мемориальная доска, напоминающая о проживании здесь Е.П.Оболенского. Второй адъютант, Я.И.Ростовцев, за два дня до восстания предупредил Великого князя Николая Петровича о предстоящих событиях. Этим вошел в историю.
В 1850-е годы в доме жил Т.Г.Шевченко. В 1860-е годы - брат секунданта А.С.Пушкина Б.К.Данзас. Примерно с 1863 года владельцем стал принц А.П.Ольденбургский.
В 1896 году здесь находились трактир "Карсъ" и велосипедная мастерская А.А.Абрикосова. С 1914 года располагалась Школа Императорского женского патриотического общества по обучению рукоделию. Там же готовили и учителей рукоделия. Дом принадлежал принцу до 1917 года. После увольнения со службы он уехал из России навсегда.



В 1961 году в доме был капремонт. Вероятно, тогда дом был надстроен. На фотографии 1960-го года он трехэтажный. С 1960-х годов и по сей день в доме находится детский сад.



Дом №2 по Аптекарскому переулку - бывшие Казармы Павловского гренадерского полка, своими фасадами выходит на Миллионную и на Марсово поле. Сейчас здание реконструируется под гостиницу и увидеть его невозможно. Я о нем писала здесь. Со стороны Аптекарского переулка дом выглядит вот так. Я не догадалась сфотографировать здание в таком виде. Фото из интернета.



На этой фотографии виден дом №2 до ремонта. В переулок обращен задний фасад здания бывших казарм Павловского полка.



Фотография 1996 года



Фотография 1958 года
Ну вот и закончилась прогулка по Аптекарскому переулку. Она оказалась неожиданно для меня длинной.
Использовала: Г.Зуев "Течет река Мойка",  П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу", В.С.Измозик "Пешком по Миллионной",
https://www.citywalls.ru/search-street440.html, https://history.gradpetra.net/pereulok/36/319.html
Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →