Степаненко Рая (alfa_delta) wrote,
Степаненко Рая
alfa_delta

Category:

ПРОГУЛКА ПО ПРОСПЕКТУ СТАЧЕК ОТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА ДО СТАНЦИИ МЕТРО "АВТОВО"

В предыдущей прогулке мы дошли до виадука над проспектом Стачек, за которым по правой стороне проспекта начинается территория Кировского завода. На фотографии - этот виадук и эстакада западного скоростного диаметра.



За этим зеленым пыльным забором - Кировский завод. Место здесь не очень приятное, нежилое.



Вот тот же забор в 1955-1957 г.г. Только здание цеха на этом месте другое.



Там, где заканчивался забор, раньше была проходная завода. Это фотография 1952 года.



Фотография 1970 года.



Вместо неё в 1998 году построили вот такой павильон. Кажется, там был бассейн, столовая, что-то спортивное. Теперь - выставочный павильон.



Дальше - два здания, в которых находятся банк, магазины и не знаю что еще. Раньше они, наверно, принадлежали Кировскому заводу.
Вот здесь теперь проходная Кировского завода.


Дальше - бизнес-центр "Шереметьев".


На противоположной стороне мы уже прошли относительно новое здание Кировского рынка.


Раньше здесь был старый рынок, который я очень хорошо помню. Его территория сохранилась за этим зданием. Там  сейчас довольно грязно и неопрятно. Думаю, что скоро это всё уберут. Раньше на этом месте здания не было.
Вот на этой довоенной фотографии - довольно солидный вход, жаль - плохо видно, что там написано. Но другой фотографии я не нашла. Когда я там жила - такого забора не было. Были какие-то ворота и у входа всегда что-то продавали - семечки, вязаные носки и другое всякое-рыночное. А вот магазинчики, которые видны внутри, тогда еще оставались.


Станция метро "Кировский завод". Открыта в 1955 году, когда открылась первая очередь ленинградского метро. Это была Кировско-Выборгская линия. Станция очень красивая. Впрочем, как и все в Петербурге. В  торце подземного зала - памятник ленину. Так и стоит, хотя из названия метрополитена уже давно убрали "имени ленина".



Следующее здание - Дворец культуры им.И.И.Газа. Строительство его было начато в 1930 году по проекту архитекторов А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевского в стиле конструктивизма.  До 1935 года было построено правое крыло здания, после чего строительство приостановилось из-за недостатка средств.
Это был культурно-просветительный центр для рабочих Кировского завода (тогда - "Красного путиловца").  Продолжилось строительство только в 1961 году и в 1967 году Дворец был открыт. В 1962 году перед фасадом был установлен памятник революционеру, рабочему путиловского завода И.И.Газа.



Фотография 1937 года.


Дальше - по обеим сторонам проспекта Стачек стоят два одинаковых монументальных здания с угловыми башнями - парадный въезд в Автово.


Начинается район с Комсомольской площади. Она была сформирована на месте бывшей усадьбы бригадира обер-полицмейстера М.А.Зыбина в 1950-1960 годах. Авторы проекта многоэтажных зданий, образовавших площадь В.А.Каменский и С.Г.Майофис.  С самого начала площадь называлась Круглой, её и сейчас иногда так называют. В 1958 году её переименовали в честь 40-летия комсомола.



Площадь в 1965 году.


На фотографии выше виден треугольный сквер, ограниченный проспектом (тогда - улицей) Стачек, улицами Зенитчиков и Краснопутиловской. 27 октября 1968 года в канун 50-летия комсомола торжественно открыли памятник Героическому комсомолу. На пьедестале возвышается фигура юноши в буденовке с высоко поднятой рукой. В основание заложили капсулу с письмом к комсомольцам 2018 года, года столетия комсомола. Текст довольно длинный и высокопарный. Вот выдержки из него:
 "...Не печальтесь о миллионах павших героев из прошлого века. Их мужество, их подвиг были исполнены великого смысла Подтвердите, что этот подвиг не напрасен... Мы не завидуем вам. И вы не завидуйте нам. Мы в общем могучем потоке вечной молодости мира идем через века и миры, и над нами веет красное знамя Ленинской революции - наша Слава и наша Забота. Несите его дальше! Совершенствуйте мир и самих себя во имя торжества коммунизма!...".
Капсулу в 2018 году бывшие комсомольцы искали, но не нашли. Торжественно прочесть послание не удалось(



В 1930-х  годах здесь была глухая окраина, даже по сравнению с Нарвской заставой. Фотография1931-1935 г.г.



Еще в XVII  здесь располагалась финская деревня Ауттова, что в переводе с финского означает "пустошь". На русский слух район назвали Автово. В 1917 году Автово вошло в городскую черту. В 1937 году в районе началось строительство нового жилого района. Заложили первые три квартала.
В довоенном плане развития города предполагалось перенести центр города на юг, за Московскую и Нарвскую заставы.
К началу войны здесь было построено более 30 домов.
С конструктивизмом к тому времени было покончено и архитекторы использовали в строительстве классические приемы. Дома украшали пилястры и колонны, балконы с балясинами, рустованные стены. Проспект Стачек в Автово застроен нарядными высокими зданиями. Он просторный, красивый. Интересно, что левая сторона проспекта отличается от правой. Она застроена, в основном, до войны и дома немного другие.

Фотография 1937-1939 г.г.  Это левая сторона проспекта.


Фотография 1938 года.



Это место сегодня.


Ниже - фотография 1945 года.
В годы блокады города по границе района проходил передний край обороны Ленинграда. Деревянные дома в  Автово были полностью уничтожены. В городе был дефицит дров.


А вот послевоенные дома.
Фотография 1952 года. Правая сторона проспекта Стачек.




1953 год.







1953 год. Левая сторона проспекта.







На левой стороне проспекта красивейшая станция метро "Автово" - яркий представитель сталинского ампира, открытая в 1955 году.


Главная изюминка станции  - стеклянные колонны перонного зала. Для них решили использовать рельефное прессованное стекло, напоминающее хрусталь. По замыслу архитекторов Е.Н.Левинсона и А.А.Грушке все колонны в зале должны были быть облицованы стеклом и подсвечиваться изнутри. Но в ноябре 1955 года Н.С.Хрущев издал постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. В результате тридцать из сорока шести колонн облицевали мраморной плиткой. О подсветке и речи не могло быть. Но, несмотря на это, станция  - одна из красивейших в городе.



Постановление коснулось и судьбы некоторых домов в Автово. Вот, например, дом около станции метро также благодаря постановлению не имеет архитектурных "излишеств" и облицован дешевой плиткой. Его строили в 1959 году.



И еще. Для встречи советских солдат после Великой Отечественной войны в Ленинграде решили возвести несколько триумфальных арок по пути их шествия в город. Проектировал арки архитектор В.А.Каменский. Самая известная из них появилась возле метро "Автово". Арки были наскоро сделаны из досок и гипса, украшены надписью "Слава победителям" и барельефами с профилями сталина и ленина. Торжественные встречи прошли и арки стали разваливаться. В 1946 году провели конкурс проектов для строительства постоянных арок, но ни один из них не был реализован. Остатки арок разобрали и забыли о них.
Вот так арка выглядела в Автове.


На этом я закончу прогулку.
Использовала: http://www.citywalls.ru/search street354.html, http://www.mirmetro.net/spb/01/13_avtovo, https://pastvu.com/p/124851, Зуев Г.И."Нарвская застава. На перепутье трех веков".
Tags: мой любимый город, наша история, ностальгическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments