Её открывает большой четырехэтажный дом №2 на углу набережной. В 1720-1730 г.г. здесь стоял двухэтажный дом. В 1771-1775 годах он принадлежал вице-президенту Берг-коллегии (орган по руководству горно-рудной промышленностью) М.М.Хераскову, который был известен как поэт и драматург.


Участок начал застраиваться в первой трети XVIII века. В начале 1800 года там уже были одноэтажные каменные строения, но на улицу выходили деревянные. С начала XIX века здесь работали бани купца И.И.Томилина. Долгое время они были известны как бани Гуткова - по имени очередного владельца. Семья Гутковых владела баней с 1830-х до 1917 года. Баня здесь была еще в конце 1960 годов. Это была баня №56, в которую мы ходили, т.к.она была ближайшей к нашему дому на 14 линии. Что я помню? Входы были во дворе. Я говорю "входы" потому, что они были отдельно в мужское и женское отделения. И очереди, соответственно, были две. Очередь была всегда. Мы стояли с мамой и сестрой. А папа - один. Там, внутри, ничего особенного я не помню. Зал с высокими белыми деревянными скамьями, где все оставляли свою одежду и сумки (!), т.н. моечная - мраморные скамейки, алюминиевые тазы, пар, мыло, которое попадало в глаза, когда мама мыла голову. Вообще, обо всем этом я уже рассказывала в прогулке по 9 линии. Там тоже была баня. Правда, эта, как мне смутно помнится, была почему-то хуже.
Самое сложное было набрать воду из-под крана. Кран был с холодной водой и отдельный - с горячей, мне кажется - он был очень горячий, вода лилась с брызгами и фырканьем. А потом надо было донести таз с водой по скользкому мыльному полу до своей лавки..
После мытья долго вытирали волосы, вот не помню, были ли тогда фены..., одевались в чистое и шли к буфету - нам покупали газировку с сиропом. Я уже много раз писала, какая она была вкусная. И еще раз вспомню её вкус и пузырики, которые аж выпрыгивали из стакана. Стаканы были граненые.
Потом мы выходили на улицу. Папа уже всегда нас ждал.
Нашла фотографию двора бани, какого-то советского года. Но это, как я понимаю, здание бани с другой стороны, противоположной входу с 17 линии.

В 1857 году архитектор Г.Буятти на месте небольшого каменного и деревянного домов построил трехэтажное угловой здание и продолжающееся по линии двухэтажное. Затем, в 1879-1881 годах академик архитектуры К.К.Циглер фон Шафгаузен пристроил по линии еще один двухэтажный корпус. В 1890-х годах архитектор В.Р.Курзанов продлил корпус до границы с домом №8. Сейчас в этом здании НПО "Прибор".


Дом №6 был построен для училища в память 19 февраля 1861 года. В 1914 году это было 1-е Василеостровское начальное смешанное училище с 9-ю классами. А в 1917 году - 8 Василеостровское начальное смешанное училище с 10-ю классами. И не знаю, когда тут был этот завод. Похоже, что до революции.


На следующем участке №8 в XVIII-XIX веках находились деревянные строения. В 1902 году архитектор А.Г.Беме построил на месте одной из деревянных построек каменный четырехэтажный флигель. В 1960-е годы в глубине двора построили пятиэтажный дом из силикатного кирпича. Раньше там была аптека.

Дом №10 находится во дворе. Это пятиэтажный дворовый флигель. Он был построен по проекту гражданского инженера М.Ф.Ланга в 1911 году. Лицевой деревянный дом не сохранился.
На участке №12 на углу 17 линии и Большого проспекта еще в 1770-х годах существовал дом ученого Карамышева, преподававшего в Горном училище. В 1826 году архитектор П.С.Филиппов построил на его месте Богадельню лютеранской церкви святого Петра. В 1826 году архитектор П.С.Филиппов построил двухэтажный особняк в формах классицизма.
В 1860 году этот дом приобрела лютеранская церковь Святого Петра и устроила там училище. Для его расширения в 1896-1899 годах пристроили по проекту Е.И.Гельмана такой же корпус с небольшим отступом от красной линии Большого проспекта
В 1920-х годах здание заняли Дом просвещения им.Коминтерна и Василеостровский районный педагогический музей. Затем - там был Дом пионеров и школьников Свердловского района, а с 1961 по 1980-е годы - Василеостровского.
С 2000-х годов в доме разместился детский сад. Вот в этом доме пионеров я была. Что я там делала - не помню.

Со стороны 17 линии в 1970-х годах возвели пятиэтажный дом. Когда-то здесь был канцелярский магазин.

Дом в советские годы. Сфотографировано с Большого проспекта.


Участок №14/59 на углу Большого проспекта и 17 линии с 1840-х годов принадлежал евангелическому сиротскому заведению, а позднее - лютеранской церкви Святого Петра. В 1900 году архитектор Е.И.Гельман построил каменный двухэтажный приют.
В его ведении состояли - общество для призрения бедных, приходская диакония, сиротский дом, два Александровских убежища для мальчиков и девочек, богадельня и дешевые квартиры. Это здание было построено в 1900 году архитектором Е.И.Гельманом. После революции здесь были разные поликлиники. Примерно с 1965 года - поликлиника №4.

В конце 1960-х годов здание надстроили двумя этажами.

А так оно выглядит со стороны 17 линии сегодня. В этой поликлинике много лет работала моя мама.

Когда мы стали жить на 14 линии, мама перешла из поликлиники на 3 линии - в эту. Раньше она была участковым терапевтом, а потом закончила курсы в институте усовершенствования врачей и стала подростковым врачом. Тогда стала появляться такая специальность. Кабинет был на четвертом этаже и окна выходили на 17 линию. Какие именно - не помню. Кроме приема в поликлинике два подростковых врача и медсестры ходили в техникумы и ПТУ, делали медосмотры, прививки и т.п. И особенно принимали участие в приеме, т.к. было много медицинских противопоказаний.
На фотографии ниже - лестница в поликлинике, которая вела на 4 этаж. Я не случайно её показываю. Когда-то, а, возможно, это было не один раз, подростки в ожидании приема выгнули все эти металлические "завитушки" по всему последнему маршу. Был скандал. Вообще, мама много рассказывала об этих детях, которые отовсюду приезжали поступать в ПТУ. Общежития им, бывало, не давали и они ночевали на вокзалах. Для медкомиссии надо было сдать на анализ кровь и, извините, мочу. А где им на вокзале взять баночку? Вот они приходили в поликлинику, брали чью-то баночку, меняли прикрепленное направление на свое и ставили обратно. Был случай, когда искали мальчика, у которого по анализу мочи определили тяжелый диабет. Едва нашли. И он признался...
Я часто бывала там и помню очень хорошо как там было внутри. А теперь смотреть на эти окна больно. Мне вдруг на долю мгновенья кажется, что там мама.


Следующий дом новый. Его построили в 2007-2008 годах. Раньше здесь был сад лютеранского приюта.

На участке №16 в 1870-1872 годах академик архитектуры Р.А.Гедике построил здание из красного кирпича для приюта, основанного на деньги купца, бывшего мебельного фабриканта, К.Тура. Это благотворительное заведение сдавало внаем дешевые комнаты бедным прихожанам церкви Святого Петра.
На каждом этаже была одна общая кухня, в которых жильцы сами готовили себе еду. Позднее корпус надстроили четвертым этажом. Здание отапливалось нагретым паром. В стену дома был проделан вентилятор и холодный воздух перед поступлением вовнутрь нагревался до надлежащей температуры. После войны, с 1947 года в здании было ремесленное училище. С 1973 года - районная санэпидстанция.

Вот этот дом справа, но ничего в нем нет примечательного. Фотографию показываю, чтоб все увидели красивую лужицу и осень...

В конце XIX и начале ХХ веков один из дворовых флигелей дома №20 занимало слесарное и механическое заведение купца Х.И.Лоргуса - владельца этого участка. В 1882 году по его заказу архитектор В.А.Шретер построил трехэтажное здание, облицованное красным кирпичом. Затем дом надстроили четвертым этажом. В 1915-1916 годах здесь был электромеханический завод. Что было дальше - неизвестно. Примерно с 1960-х годов в доме находится детский сад.

Дальше несколько участков - №№22,24 и 26 - занимает бизнес-центр сети "Сенатор". Его построили в 2007-2009 годах.

Раньше на этом месте находился цех завода "Пневматика".

В глубине садика мы видим дом №28. В 1910 году архитектор Э.Крюгер построил пятиэтажный флигель по заказу владельца - печного подрядчика А.С.Балашова. Лицевым зданием был деревянный дом, который до настоящего времени не сохранился.

Окончание здесь.