Это последняя улица, которая начинается, как и все предыдущие, от набережной Невы и заканчивается у Смоленки. Несколько последующих линий доходят только до Малого или только до Среднего проспектов. Еще во второй половине XVIII века и даже в начале XIX у Среднего проспекта сохранялись остатки притока реки Смоленки, пересекавшего трассу 16-17 линий. К нему примыкала болотистая низина, поросшая лесом. Первые каменные дома в первой четверти XVIII века на участках, выходящих к берегу Большой Невы. До Большого проспекта застройка обеих 16 и 17 линий шла одинаково. Но дальше - застраивалась преимущественно 17 линия. В советское время здесь построено много производственных зданий, но тем не менее, улица сохраняет колорит XIX и начала ХХ веков. Небольшие двух- и трехэтажные домики напоминают о том, что здесь была городская окраина.
Начнем прогулку с этой фотографии - это открытка начала ХХ века. Вид на 16-17 линии с набережной.
Начнем прогулку с этой фотографии - это открытка начала ХХ века. Вид на 16-17 линии с набережной.
А вот набережная Лейтенанта Шмидта сегодня. В тот день, когда я делала эти фотографии, погода была не солнечная, было слегка мокровато. Моя внучка называла мелкий дождичек словом "моросит", но у нее это был не глагол, а существительное. Так вот он как раз и шел, этот "моросит". Это моя любимая погода. Хотя я и остальные люблю.

Начнем с дома №1. В 1730 году он принадлежал князю Ф.А.Голицыну. В 1780-х годах тут работала казенная часовая фабрика. В 1835-1836 г.г. по заказу владельца художника Э.Паннаша возвели третий этаж, фасад приобрел классическую обработку.

Начнем с дома №1. В 1730 году он принадлежал князю Ф.А.Голицыну. В 1780-х годах тут работала казенная часовая фабрика. В 1835-1836 г.г. по заказу владельца художника Э.Паннаша возвели третий этаж, фасад приобрел классическую обработку.
В 1960 году дом проходил реставрацию.

А это - фотография 1903 года. Наводнение.

На участке №3 во второй половине XVIII века стоял двухэтажный каменный дом богатого железопромышленника А.Р.Баташова. Во второй половине XIX века он принадлежал семье архитектора П.Л.Карлони. В советское время в 1940-1950-е годы здесь построили промышленный корпус объединения "Спутник".
Дальше мы видим несколько зданий, которые занимают участки №№5 и 7. С 1820-х годов участок принадлежал купеческой семье Яковлевых.
В середине XIX века здесь в одном из домов было открыто "Василеостровское увеселительное заведение". В 1877 году эту землю с деревянными и каменными флигелями, с большим садом приобрел один из крупнейших книгоиздателей столицы М.О.Вольф. Он построил здесь новые корпуса, перевел сюда свою типографию и редакции нескольких собственных журналов.

На территории был книжный магазин, в котором собирались литераторы и любители книг, магазин этот можно было считать клубом.
Семья издателя жила в одном из стоявших на участке домов. В 1870-х годах к участку №5 присоединился и стал принадлежать Вольфу и участок №7. После смерти М.О.Вольфа его книгоиздательство продолжало существовать под его именем. Делами занимались его сыновья. М.О.Вольф был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1915-1916 г.г. для Л.М.Вольфа архитектор Р.О.Ульман построил лицевой двухэтажный особняк в неоклассическом стиле. Он сохранился в перестроенном виде.

А это - фотография 1903 года. Наводнение.

На участке №3 во второй половине XVIII века стоял двухэтажный каменный дом богатого железопромышленника А.Р.Баташова. Во второй половине XIX века он принадлежал семье архитектора П.Л.Карлони. В советское время в 1940-1950-е годы здесь построили промышленный корпус объединения "Спутник".
Дальше мы видим несколько зданий, которые занимают участки №№5 и 7. С 1820-х годов участок принадлежал купеческой семье Яковлевых.

В середине XIX века здесь в одном из домов было открыто "Василеостровское увеселительное заведение". В 1877 году эту землю с деревянными и каменными флигелями, с большим садом приобрел один из крупнейших книгоиздателей столицы М.О.Вольф. Он построил здесь новые корпуса, перевел сюда свою типографию и редакции нескольких собственных журналов.

На территории был книжный магазин, в котором собирались литераторы и любители книг, магазин этот можно было считать клубом.
Семья издателя жила в одном из стоявших на участке домов. В 1870-х годах к участку №5 присоединился и стал принадлежать Вольфу и участок №7. После смерти М.О.Вольфа его книгоиздательство продолжало существовать под его именем. Делами занимались его сыновья. М.О.Вольф был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1915-1916 г.г. для Л.М.Вольфа архитектор Р.О.Ульман построил лицевой двухэтажный особняк в неоклассическом стиле. Он сохранился в перестроенном виде.

Товарищество Вольфа существовало до 1918 года. В 1930 при НЭПе здесь помещался металло-штамповочный завод "Ян Серковский", который выпускал керосинки, горелки и подобные изделия. Это фотография - 1984-1985 годов.

А это - сегодня.

После Великой Отечественной войны на участке №7 построили четырехэтажный заводской корпус с неоклассическим фасадом, аналогичный дому №3. Я помню, что здесь в советское время был завод металлоизделий. Он был как раз напротив бани на 17 линии, куда мы ходили мыться в связи с отсутствием дома всяческих удобств.
Я уже писала, что в доме №21 по 14 линии, где мы жили, вход в нашу квартиру был с "черной" лестницы. Почему-то туда выходили двери всего четырех квартир. Все остальные были закрыты. Квартира напротив была точно такая же как наша. Там жила семья, с которой мы дружили. Я уже рассказывала об свадьбе их дочери в кафе "Фрегат". Главой семьи был очень хороший, мастеровитый мужик. Он работал на этом заводе. Но, любил выпить. Однажды он принес с завода и подарил моей младшей сестре фигурные коньки. Был слегка выпивши и произнес витиеватую фразу "пусть она всякие конфигурации выделывает"... Я почему-то запомнила эти слова на всю жизнь.
Вот в этом здании был завод.

Вот этот замечательный дом №9 был построен в 1905 году в стиле модерн как жилой и доходный дом для Александровской больницы. Архитектор - А.А.Гимпель. Здание построено с "готическими мотивами", использован красный кирпич, желтый, серая штукатурка. Цоколь - из серого гранита. С конца XIX века участки №№4 и 6 по 15 линии принадлежали мужской Александровской больнице. Затем присоединили и участок №9 по 16 линии. В 1930-е годы здесь снимал комнату физик М.П.Бронштейн, муж Л.К.Чуковской, погибший в сталинских лагерях.

Следующий дом №11 был построен в 1874 году по проекту инженера-архитектора А.Г.Шкляревича. Он был владельцем участка и построил для себя доходный дом.

Дом №13 на углу 16 линии и Большого проспекта был построен в 1904-1905 годах архитектором В.В.Шаубом. Дом красивый, построен в стиле модерн. Раньше на этом месте стоял деревянный дом коллежского асессора Мазуркевича.


Вот фотография этого дома, сделанная Карлом Буллой в 1906 году.

Теперь переходим Большой проспект. Перед нами перспектива следующего отрезка - от Большого до Среднего.

Очень хорош угловой дом №15. Построил его в 1913-1914 г.г. для себя архитектор Л.Н.Бенуа. До этого здесь стоял деревянный дом, в котором в 1899-1902 г.г. жил Н.К.Рерих.

На этой фотографии 1953 года сверху сфотографирована часть Большого проспекта и виден этот дом. Тогда еще по проспекту ходили трамваи.

А вот и этот дом в 1953 году. Можно сказать, что совсем не изменился.

Следующий участок №17 с 1890 по 1917 годы принадлежал Швейцарскому благотворительному обществу. Фотография здания этого общества сделана Карлом Буллой.

Когда дом исчез и при каких обстоятельствах, мне выяснить не удалось. В советское время в 1988-1990 годах здесь и на следующих участках № 21 и 23 построили жилой комплекс. Фасады из красного облицовочного кирпича имеют частично оштукатуренные поверхности.

Среди этих новых домов остался дом №19, довольно красивый дом в стиле модерн, построенный в 1911 году архитектором К.Э.Маккензеном на месте снесенного деревянного особняка.

Я пропустила фотографии домов №№21 и 23. Они видны частично. Это - жилой комплекс Балтийского завода. Но мы ничего не потеряли, не увидев их. В те годы еще не строили красивых домов. А вот маленький домик №25 мы посмотрим. Его построил архитектор И.И.Буланов в 1874 году. Он таким и остался без перестроек и надстроек.

Участок №27 с небольшими деревянными строениями во второй половине 1850-х годов приобрел академик живописи Н.Л.Тютрюмов. Для него в 1859 году архитектор А.К.Бруни построил небольшой трухэтажный дом, облицованный красным кирпичом. Со стороны сада к дому примыкала мастерская с большим окном. Из сада к ней вела открытая пологая лестница. В 1885 году по заказу вдовы художника архитектор Ф.К.фон Пирвиц пристроил к трехэтажному дому слева четырехэтажный, с эркером, тоже облицованный кирпичом, дом. Дата завершения строительства левой части выложена на полу на входе в парадную. асть помещений хозяйка сдавала городским начальным училищам.

Н.Л.Тютрюмов был отставным полковником и живописцем Императорской Академии Художеств. В интернете я нашла несколько его картин. Первая из тех, которые вы видите - портрет актрисы Санкт-Петербургских театров М.В.Сосницкой-Шиловой, вторая - Портрет Б.А.Нарышкина в детстве (1854 год). Больше ничего не могу сказать об этом художнике.


В конце XIX века два смежных участка №26 по 15 линии и №29 по 16 линии с двумя деревянными двухэтажными домами принадлежали горному инженеру К.К.Флугу. В 1901 году они были приобретены Петербургским университетом. По проекту гражданского инженера В.В.Эвальда в 1903 году было построено четырехэтажное здание общежития. Общежитие открылось во второй половине 1905 года . После 1906 года там разместились квартиры сотрудников университета. В 2011-2012 г.г. фасад отреставрировали. В доме с 1906 года жил физиолог А.А.Ухтомский, который в 1935 году был избран действительным членом АН СССР. Во время войны он остался в городе и в августе 1942 года скончался. Похоронен в некрополе "Литераторские мостки".

Из следующих двух домов, которые видны на фотографии ниже, первый, дом №31 - новый, построен в 1992-1994 годах для АТС более, чем на сто тысяч номеров. Фасад здания прорезан трехэтажными стрельчатыми арками и украшен коваными декоративными элементами. Довольно красивый дом. Архитектор - Б.П.Богданович.
Дом под №33 находится во дворе, поэтому следующий дом имеет №35. Этот участок до 1860 года оставался пустым. Затем было построено три деревянных флигеля. В 1910-1911 г.г. гражданский инжинер Н.И.Товстолес построил на их месте шестиэтажный доходный дом в стиле модерн с помещениями для магазинов на первом этаже. Мансарды на крыше были перестроены в седьмой этаж.

Кованые украшения дома №31.



На следующем участке №37 в 1860-1870 годах был построен двухэтажный деревянный жилой дом с каменным первым этажом и лестницей. Позднее мезонин перестроили в третий этаж.

На этом месте в 1997 году был построен дом №37, решенный по типу петербургских доходных домов начала ХХ века. Проект выполнил архитектор А.С.Хруцкий. Мне этот дом кажется очень красивым.

Теперь перейдем Средний проспект и обернемся назад. На углу скромный дом №39.

Он был построен в 1899 году архитектором Л.В.Богусским. В здание включены дома, построены в 1985 году И.А.Аристарховым. Есть версия, что этот дом
был построен в советское время для рабочих завода "Электроаппарат". Вот фотография из газеты. С начала 1970-х до 2007-2008 годов здесь находился пивной бар "Бочонок".
Вход был с линии и над входом висел бочонок.
Дом в советское время.
