
Линия начинается со здания Храма.
В 1874 году здесь разместилось подворье Киево-Печорской лавры. Участок для подворья отвели еще в 1718 году. Затем купили еще 4 участка. Торжественная закладка храма состоялась 15 августа 1895 года. Освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы произошло в 1897 году. А полностью возведение храма закончилось в 1900 году. Он была построен в русском стиле по проекту архитекторов В.А.Косякова и Б.К.Правздика. В отделке фасадов были использованы белый радомский песчаник, желтый митавский кирпич, майолика. Предполагается, что в создании церковной росписи принимал участие известный живописец В.М.Васнецов. Иконы были написаны сестрами Московского Новодевичьего монастыря.
В 1935 году подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, монахи арестованы. Долгое время церковь использовалась в качестве склада. В 1956 году здесь устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Здесь тренировались знаменитые фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов. Именно тогда фрески на стенах побелили, а позже закрасили масляной краской.


В 1991 году здание было возвращено церкви и с того времени здесь ведется реставрация. Теперь здесь мужской монастырь Введенской Оптиной Пустыни.
Это - фотография 1900 года.

Наводнение 1897 года у дверей храма.

Место здесь в 1909 году было очень оживленное.

А это просто интересная для рассматривания фотография - повозка на фоне церкви. 1909 год.

А вот - сегодня.

Во дворе находится бывший Братский корпус под №2а и рядом, выходящий фасадом на 15 линию - дом притча под №2б.

Дальше за каменным забором - сад больницы, которая находится в нескольких зданиях на его территории, а лицевое здание выходит на 15 линию .

Интересна история больницы.
В 1881 году после гибели императора Александра II, павшего жертвой террориста, германские подданные, проживавшие в столице и "нашедшие в Петербурге второе отечество", в знак уважения к памяти покойного, решили основать больницу. Несколько немецких врачей представили на утверждение в Министерство внутренних дел проект больничного Устава. Согласно этому документу предполагалось "доставить убежище и врачебную помощь больным мужского пола без различия звания, вероисповедания и взимания платы с неимущих". Средства для больницы складывались из процентов с основного капитала, пожертвований, платы за лечение и доходов от благотворительных базаров, спектаклей и публичных чтений. Был приобретен дом №4 по 15 линии с садом.
Это фотография 1881 года.

Заведение получило название "Александровская мужская больница, учрежденная гражданами Германской империи". Торжественное освящение происходило в июне 1884 года в присутствии множества гостей, среди которых была покровительница больницы Великая княгиня Ольга Федоровна и её супруг Великий князь Михаил Павлович.

Было решено соединить преимущества научной медицины с вниманием и удобством домашнего ухода, чтобы "личность больного не потерялась в массе". За первое десятилетие в больнице лечилось 4057 больных самыми разными заболеваниями. К первоначальному зданию прикупили соседний участок с каменным домом. Перестроили и основное здание.
Когда началась Первая Мировая война Попечительство больницы предоставило 35 коек Красному Кресту. Персонала не хватало. Часть работников ушла на фронт, германские подданные были интернированы. Работали студенты-медики.
В 1920-е годы больница стала приходить в упадок. Вскоре больницу закрыли и здание стало принадлежать Губздравотделу. А в 1930 году многие бывшие врачи больницы были арестованы по делу "О немецких контрреволюционных шпионах" по которому проходило 39 человек.
В помещениях больницы разместился психоневрологический диспансер со стационаром. В 1931 году на его базе была создана нервная клиника, известная под именем академика Павлова. С 1957 года больница носит его имя. Потом ее объединили с другой больницей и назвали психиатрической, а в 1999 году здесь создан Городской психотерапевтический центр.
Вот так сегодня выглядит больница. Основной её корпус задрапирован тканью и находится на ремонте.


Вот таким здание было еще совсем недавно, до ремонта.

Следующее здание под №8. Оно расположено на углу Большого проспекта. Во второй половине XVIII века на этом участке находилась деревянная церковь для квартировавших полков - сначала Астраханского, затем - Кексгольмского. Она находилась здесь до 1810-х годов. Потом участок перешел в частные руки и в 1822 году здесь построили трехэтажный каменный дом. В 1855 году архитекторы Н.В.Трусов и И.А.Цим надстроили его четвертым этажом и возвели такой же корпус по 15 линии. В этом доме провел последние годы жизни со своей женой В.С.Бергман (1846-1924), талантливой пианисткой, А.Н.Серов (1820-1871) - композитор, музыкальный критик. В 1865 году в семье родился сын Валентин - будущий великий художник.
Вот так дом выглядит сегодня.

На фотографии ниже, наверно, 1970-1980 -е годы. До этого в угловой части здания, там, где видна надпись " хозяйственный магазин", была булочная. Я её прекрасно помню. Там было два небольших зала, во втором - кондитерский отдел. Один раз, когда меня послали за хлебом, я купила себе, не знаю на какие деньги, пирожное "картошку" и съела его по дороге. Пирожные всегда, сколько я себя помню, стоили 22 копейки, независимо от того, было ли оно с кремом и и просто песочное кольцо. Покупали в нашей семье их редко. А я очень любила сладкое. Иногда мама в день зарплаты покупала два эклера, разрезала пополам и давала каждому по половинке.
Потом, когда я уже не жила на Васильевском, здесь сделали хозяйственный магазин. Однажды мне повезло. Отстояв огромную очередь я купила очень дефицитную вещь - три бутылочки импортной жидкости для мытья посуды. Запомнила, т.к. на даче это было необходимо. И еще, они были очень дорогие. Бутылочка стоила 2 рубля, а килограмм мяса тогда стоил солько же.
А рядом, возможно, кто-то помнит, был молочный буфет. Там можно было поесть кашу, яичницу. Он был очень неопрятным, с тряпками, о которых так замечательно написал Андрей Макаревич в своей книге "Занимательная наркология" . Он писал о пельменной, но разницы особенной нет.

Вот этот дом с другой стороны Большого. Это сейчас.

На нечетной стороне Большого, напротив - жилой дом фабрики им.В.Слуцкой, построенный в 1950-х годах по проекту архитектора В.А.Петрова. В конце XIX века на этом месте стоял деревянный особняк архитектора и инженера Р.Б.Бернгарда, который не сохранился.
В здании рядом сейчас ниходится администрация Василеостровского района, а тогда - Исполком. Перед ним до сих пор памятник Ленину и мы в день его рождения по очереди стояли по два человека около него с поднятой в пионерском солюте рукой. Во дворе была библиотека имени Островского, это была одна из трех библиотек, куда я ходила все годы, что там жила.

Наверно, дом тогда выглядел вот так.

Мне нравится этот дом. Благодаря белым колоннам он выглядит нарядным. Сейчас там банк. А когда я здесь жила именно в этом месте был большой магазин "Трикотаж-галантерея". Вход был с Большого, там же, где и сейчас. В первом зале - всякие нитки-иголки, а во втором - кофточки, разные трикотажные вещи и в конце каждого месяца что-то "выбрасывали".
Я училась в школе, не помню, чтобы мне что-то там купили. У нас с сестрой вообще было очень мало одежды, кроме школьной формы. В комнате стояла "горка", это такая мебель, где верхняя часть застеклена и на полки выстявляли красивую посуду. Мама очень любила посуду. После окончания медицинского института в 1946 году её по распределению отправили в госпиталь маленького городка Фридланд, это бывшая немецкая территория (с сентября 1946 года он стал Правдинском) и там немецкое население, оставшееся в совершенно отчаянном положении (те, кто не смог выехать не получали карточки и не принимались на работу) массово продавали на толкучке все, что могли продать. Мама купила там перину для бабушки,немного красивейшей посуды и одно золотое колечко, которое носила потом всю жизнь. И часто вспоминала, какая необыкновенно красивая посуда там продавалась. Но у нее не было денег на большее.
Кое-что из посуды осталось до сих пор. К чему я рассказываю об этом? А..., посуда, которая стояла у нас в горке. Так вот, внизу там было две закрытых полки. У нас с сестрой было по полке для всей нашей одежды. Сейчас это невозможно представить. Но это было так. А вот две покупки маме я очень хорошо помню - она прибежала домой за деньгами и я пошла с ней. Это был югославский костюм "джерси", точень красивый. А в другой раз - югославская кофточка. Вообще, в те времена югославские вещи считались самыми лучшими из условно доступных. Можно сказать - самые импортные:) Какие были наши кофты, можно себе представить.
Между колоннами, там где были окна, были небольшие приступочки, где можно было посидеть и там мы с подружками сидели по вечерам, уже, помню, было темно, а мы не боялись. Тогда не было слова "тусоваться".

Я уже показывала эту фотографию в предыдущей прогулке. Я не думаю, что этот деревянный дом - особняк Бернгарда, повидимому он был построен позже. Уж больно простенький. Это 1930 год.

Следующий дом №12 в середине XVIII века был отдан художнику М.И.Махаеву под застройку. Этот художник - автор видов города в юбилейном албоме "План столичного города Санкт-Петербурга", выпущенного в 1753 году, видов императорских дворцов в Петергофе, Царском Селе и Ораниенбауме.
В 1763 году дом был разграблен. Затем на этом участке в 1850 году построили здание по проекту Е.Е.Аникина, которое пострадало во время Великой Отечественной войны, после чего было реконструировано и надстроено для работников ситценабивной фабрики имени В.Слуцкой.

Дом №14 с неоклассическим фасадом построили в 1952-1953 г г. Раньше здесь стоял дом дореволюционной постройки, который был разрушен в дни блокады. Это был жилой дом работников ситценабивной фабрики. На фронтоне, обрамленная венком дата - 1953 год - обозначает время окончания строительства.

Дом №16 был построен архитектором Г.Д.Гриммом как доходный дом в 1900 году в стиле модерн. Удивительно красивый и абсолютно законченный.

Идем дальше. На участках 18 и 20 дореволюционные постройки не сохранились. В 1785-1787 г.. участком №20 владела семья ландкартного (что-то связано с гравировкой) мастера К.Н.Фролова, ученика художника М.И.Махаева, владевшего участком №12. В 1929-1930 годах для офицеров Балтийского флота на обоих участках построили этот дом. Я говорю о желтом пятиэтажном доме, который частично виден на фотографии ниже.
Дом №22, облицованный белой плиткой с отделкой из зеленой был построен в 1914 году по проекту инженера-техника Н.Н.Нагеля. Дом был доходным.

Участки №№24, 26 и 28 во второй половине XVIII века принадлежали Академии наук, т.е. были государственными. В 1789 году участки №№24 и 26 перешли в частное владение. Деревянные строения на участке №24 в начале XIX века СПб университет занял под общежитие. Владельцем участка №26 с середины XIX века была семья Флуг - друзья художника П.А.Федотова. Молодой офицер К.К.Флуг позировал художнику для картины "Сватовство майора". Эти дома не сохранились. После Великой Отечественной войны на участках 24-26 в 1950 -1954 г.г. был построен детский сад для завода им.Котлякова. Вот таким он был. И я помню его таким . Он стоял в глубине двора за заборчиком.

Обнаружила в сети фотографию детского сада в 1988 году. Когда он стал таким - непонятно. И вообще, это здание не похоже на детский сад.

В 2001 году здание детского сада было реконструировано под элитное жилье с какими-то необыкновенно шикарными квартирами.

На месте лицевых домов №№ 28, 30 и 32 в 1970 году было сооружено семиэтажное жилое здание. Во дворах сохранились два флигеля, в одном из которых в 1867 году одну из комнат снимал И.Е.Репин. Не сохранился и дом №32, где в 1880-1890 г.г. жила семья архитектора Крюгера, много строивших в Петербурге и, в частности, на Васильевском острове. На его месте в 1970-х годах был построен вот этот жилой дом.
На месте углового дома долгое время было, можно сказать, пустое место. Какие-то сараи и мелкие постройки. Помню, что был забор. И здесь часто на столе продавали арбузы. Стояли, естественно, огромные очереди. В 1970 году построили семиэтажный, без особых изысков жилой дом. В то время других и не строили. Весь первый этаж был занят магазином "Женская одежда". Потом, почему-то его заменили на продуктовый. Дом расположен на углу Среднего проспекта.

Окончание здесь.